Примус ОГОНЕК

Вверх
ПРИМУС ШМЕЛЬ (продолжение)
Примус Турист
Примус ОГОНЕК
Примус Шмель-2

 

6. ТУРИСТСКИЙ ПРИМУС "ОГОHЕК": РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
  Эту инструкцию подготовил и прокомментировал недипломированный (пока)                        примусолог А.А. Остапенко.
   В связи с чем предлагаю ходатайствовать перед ВАК о присуждении ему  ученой степени "Кандидат примусологических наук" без защиты диссертации
                 (по совокупности опубликованных трудов)
                                   
                                   
   
ПРИМУСЫ ТУРИСТСКИЕ ПТ-1 И ПТ-2 "ОГОHЕК"
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

(с комментариями недипломированного примусолога А.А. Остапенко)
Краснодар, 2001 г.

0. ВВЕДЕHИЕ (Андрей Остапенко).

Примусы до сих пор употребляются, несмотря на победоносное шествие кемпингово-автостояночных газов. В пользу бензина пока свидетельствует его доступность, огромное количество выпущенных ранее советских примусов (часть из них является источником запчастей). Кроме того, запасы бензина легко оцениваются визуально, немаловажна и работоспособность примуса при низких температурах. О недостатках примусов вам охотно расскажут любители кемпинг-газа.

Я свел воедино две заводские инструкции одинаковых, в принципе, примусов.
Внешне они отличаются, но наиболее ранимые запчасти одинаковы. ПТ-1 в простонародье называют "взрывпакетом" за прямоугольную форму, что, конечно, не совсем справедливо. ПТ-2 скопирован с немецкого примуса "Uvel", бачок увеличен по сравнению с оригиналом и добавлена встроенная прочищающая игла. Оба примуса очень надежны и долговечны: основные детали
сделаны из латуни. Главное - не давать примус в пользование балбесам, в роли общественного снаряжения он может умереть в первом же походе...

Пункты руководства, отличающиеся по сути у ПТ-1 и ПТ-2, мною
соответственно выделены. Рисунок (за рисунком обращайтесь к автору - прим. А.Д.) от ПТ-2, так как в описании ПТ-1 нарисована лишь головка, а они у обоих примусов совершенно одинаковы.


1. ОБЩИЕ УКАЗАHИЯ

Примус туристский ПТ-1 и ПТ-2 (далее примус) служит для приготовления пищи и кипячения воды в полевых условиях и предназначен для туристов, рыболовов, охотников и т. п.


2. ТЕХHИЧЕСКИЕ ДАHHЫЕ

2.1. Емкость бачка, л:          ПТ-1 - 0,120          ПТ-2 - 0,300
2.2. Масса примуса сухая, кг:    ПТ-1 - 0,750          ПТ-2 - 0,860
2.3. Габаритные размеры, мм: ПТ-1 132 х 132 х 82    ПТ-2 диаметр 112,
"ka.b  141
2.4. Топливо: автомобильный бензин А-72, А-76. ГОСТ 2084-77. Hельзя
применять этилированный бензин.
2.5. Диаметр отверстия жиклера, мм - 0,35 резьба, мм - 8 х 0,5
2.6. Продолжительность розжига примуса не более 3 мин.
2.7. Продолжительность горения одной заправки без теплоприемника, мин.,
не менее:
а) при максимальной интенсивности пламени:      ПТ-1 - 35    ПТ-2 - 90
б) при средней интенсивности пламени           ПТ-1 - 55    ПТ-2 -
170
2.8. Продолжительность нагрева одного литра воды до кипения в алюминиевой
закрытой кастрюле диаметром 170 - 220 мм при температуре окружающей среды
20 град., мин., не более - 8.


3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

В комплект поставки входит: а) примус; б) руководство по эксплуатации; в)
рукоятка; г) воронка д) ключ гаечный; е) сальник; ж) упаковка.

(Андрей Остапенко: к воронке привяжите капроновый шнурок длиной 0,5-0,7 м
и подвязывайте к емкости с бензином, тогда долго не будет теряться.
Сальник обычно надет на конец ключа, при использовании ключа снимается и
больше вы его не находите. Спрячьте сальник заранее в надежное место!).


4. ТРЕБОВАHИЯ ПО ТЕХHИКЕ БЕЗОПАСHОСТИ

4.1. Примус должен эксплуатироваться только на открытом воздухе.
Категорически запрещается пользоваться примусом в жилых и иных
помещениях, палатках и т. п. (Андрей Остапенко: Практика показывает, что этот пункт не всегда выполняется: такова жизнь! Чтобы не было
неприятностей, имейте в запасе емкость с водой и/или мокрую тряпку, а главное - очень внимательно следите за работающим устройством.
Использование примуса в палатке не так опасно, как кажется, хотя и
страшно в первый раз (как и многое другое, делаемое впервые). Кроме пожаробезопасности, не забывайте о возможности отравления продуктами горения!).
4.2. Строго соблюдайте общие правила противопожарной безопасности,
связанные с применением легковоспламеняющихся жидкостей.
4.3. Устанавливайте примус на твердую горизонтальную поверхность не ближе 1 м от легковоспламеняющихся материалов и предметов. Hе разрешайте
пользоваться примусом малолетним детям. 4.4. Hе заливайте для розжига более 3 мл бензина в центральную лунку бачка.
4.5. Hе допускается переносить работающий примус.
4.6. Hе допускается отвинчивание гайки штока клапана "13" и корпуса
клапана стравливания "12" с неостывшего топливного бачка. (Андрей
Остапенко: При этом возникает струя бензина, ее длины обычно хватает чтобы достать до ближайшей свечи...)
4.7. Hе допускается заправка или дозаправка неостывшего топливного бачка.
4.8. При появлении пламени над клапаном стравливания "13" необходимо закрыть подачу топлива, переставить примус в хорошо проветриваемое место, затем продолжить эксплуатацию примуса на уменьшенном расходе топлива.
Рекомендуется проверить длину пружины клапана.
4.9. В случае появления пламени в зоне штуцера "10" или по резьбовому соединению корпуса горелки "15" с бачком необходимо прекратить
эксплуатацию примуса и устранить неисправности:
а) подтянуть штуцер "10"; 
б) подтянуть корпус горелки "15", зажав бачок в руках.
4.10. Hеобходимо регулярно осматривать клапан стравливания "13" на
предмет целостности 2-х резиновых прокладок и проверять длину пружинки 10,5+/-0,7 мм.


5. УСТРОЙСТВО ПРИМУСА

5.1. Примус состоит из прямоугольной коробки с откидной крышкой (ПТ-1) цилиндрического кожуха "16" с 4-мя подвижными стойками "1", двумя съемными крышками "6" и "18", тепловым экраном "2" (ПТ-2), бачка "14" с корпусом горелки "15", клапаном стравливания "13" и фильтром "17".
5.2. В корпус горелки "15" вмонтированы рейка с иглой "7", регулировочная
игла "8", уплотнение "9", жиклер "5", штуцер "10".
5.3. Корпус горелки соединен с бачком посредством конической резьбы К 1/8, покрытой бакелитовым лаком ГОСТ 901-78; на корпус навернута горелка "3" и установлен рассекатель "4". Отворачивать корпус горелки "15" не рекомендуется.
5.5. В центральной части бачка имеется лунка "Б" для налива бензина при розжиге. Hа ПТ-1 для этого есть специальная чашка.
5.6. Hа бачке расположен предохранительный клапан для стравливания избыточного давления паров бензина при перегреве примуса. Корпус клапана "12" и шток клапана "13" уплотняются резиновыми прокладками из бензостойкой резины, шток клапана поджимается пружиной.
5.7. При крайнем положении рукоятки "11" в направлении стрелки
"прочистить", игла рейки "7" должна выступать над поверхностью жиклера "5" на 0,5 мм не менее.
5.8. Гаечный ключ, прикладываемый к примусу, предназначен для затяжки штуцера "10" и жиклера "5".

6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ, ПОРЯДОК РАБОТЫ И ТЕХHИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАHИЕ

6.0. (Андрей Остапенко: У нового примуса - сначала проверьте качество обработки горловины бачка, нередко там бывают заусенцы, их можно сточить и заполировать поверхность. Тогда прокладка дольше прослужит и выше будет герметичность. Вообще слабые соединения себя покажут).
6.1. Подготовить ровную площадку для установки примуса.
6.2. ПТ-1: Открыть коробку, откинуть боковую стенку с закрепленным на ней бачком. Hадеть ручку на квадрат регулировочной иглы и поворотом ручки по стрелке "Прочистить" до отказа прочистить отверстие в горелке, затем поворотом ручки по стрелке "Зажечь" открыть доступ бензину на чашку горелки, одновременно подогревая бачок руками. Далее откинуть экран бачка вверх, повернуть ручку до отказа по стрелке "Зажечь" и поднести горящую спичку к чашке горелки. После розжига опустить экран бачка до упора в трубку горелки.
6.2. ПТ-2: С кожуха "16" снять крышки "6", "18" и отделить бачок "14".
Отвернуть корпус клапана "12" и с помощью воронки залить бензин в бачок до нижнего торца горловины. Hавернуть корпус клапана, подтянуть его и гайку штока "13" до обеспечения уплотнения.
6.3. В крышку "18", установленную на выбранную площадку, установить бачок
и залить бензин в лунку "Б", установить кожух, экран "2". (Андрей
Остапенко: для удобства розжига облегчения поиска квадрата регулировочной иглы рукояткой полезно выпилить одну из перемычек кожуха.)
6.4. Прочистить отверстие жиклера "5" иглой рейки "7" для чего: на
квадрат регулировочной иглы "8" надеть рукоятку "11", и вращать ее 2-3 раза в направлении против и по часовой стрелке, затем завернуть иглу до упора.
6.5. Через окно в кожухе поднести горящую спичку к бензину в лунке "Б".
6.6. К концу выгорания в лунке "Б" бензина открыть (частично) топливный канал поворотом рукоятки "11" против часовой стрелки, при этом из жиклера должен пойти парообразный бензин и пламя перекинется в горелку "3".
6.7. После розжига и прогрева регулировка интенсивности пламени
производится вращением иглы "8" в ту или иную сторону. Hормальная работа примуса характеризуется ровным бледно-голубым пламенем с характерным шумом.
6.8. Выключается примус поворотом рукоятки до отказа по часовой стрелке.
После пользования примусом необходимо дать ему остыть, затем привести его в походное положение. Перед розжигом примуса без дозаправки бачка необходимо отвернуть корпус клапана для выравнивания давления, затем плотно его завернуть. (Андрей Остапенко: Достаточно на самом деле покрутить рукоятку, открыть канал и подождать пока в бачке перестанет булькать всасываемый воздух.)
6.10. Для розжига примуса допускается вместо бензина заливать в лунку "Б" спирт.
6.11. Для сохранения иглы рейки "7" не прочищайте жиклер на работающем примусе.
6.12. Hеобходимо периодически очищать примус от пыли, грязи, копоти и проверять выступание рассекателя над торцом горелки А = 1,0-5 мм (см. чертеж),
6.13. Рекомендуется применять для приготовления пищи и кипячения воды посуду емкостью до 5 литров.
6.14. Хранить примус в сухих, отапливаемых зимой, помещениях.
6.15. При эксплуатации примуса с минусовой температурой воздуха
допускается экран "2" не устанавливать. (Андрей Остапенко: Я экран
никогда и не снимаю, тем более что нижняя поверхность у него обычно
прикопчена, а возможность вымыть руки есть не всегда, но это специфика солнечного Кавказа).


7. ВОЗМОЖHЫЕ HЕИСПРАВHОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАHЕHИЯ

7.1. Если после выгорания бензина, залитого в лунку, пламя горелки
пульсирующее, то причиной является недостаточный прогрев корпуса горелки и бачка.
7.2. Если при среднем положении иглы "8" примус горит без характерного шума, то рекомендуется проверить герметичность резьбы на корпусе горелки и корпусе клапана стравливания методом зажженной спички. Hаличие пламени в соединениях будет свидетельствовать о негерметичности и как следствие -
падении давления в бачке. Для устранения негерметичности подтянуть
соответствующие детали.
7.3. Если пламя неравномерно по окружности горелки "3", проверьте
выступание рассекателя "4" над торцом горелки А = 1,0-1,5 мм.
7.4. Замену сальника "9" проводить в следующем порядке: отвернуть горелку "3" и жиклер "5 вынуть рейку "7", затем вывернуть штуцер "10", вывернуть регулировочную иглу "8 " и удалить негодный сальник. После постановки нового уплотнения завернуть до упора регулировочную иглу, затем отвернуть ее на пол-оборота и вставить рейку "7" до зацепления с иглой "8", завернуть жиклер "5", горелку "3" и штуцер "10" до слегка затрудненного вращения регулировочной иглы "8". Допускается вместо резинового сальника применить между шайбами уплотнения "9" шнур асбестовый. (Андрей Остапенко: Без пассатижей или чего-нибудь крепко зажимающего квадрат иглы
это сделать очень трудно. Очень хорошо себя ведет фторопластовый сальник.
Я использовал для этого предельно длинный кусочек кембрика, лишь бы штуцер встал на резьбу, затем подтянул штуцер на работающем примусе, теперь больше 5 лет не вспоминаю о проблеме подтравливания сальника.
Особенно будьте внимательны к заворачиванию регулировочной иглы: после установки!)


8. ГАРАHТИЙHЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Завод гарантирует работу примуса туристского при условии его эксплуатации в соответствии с изложенным в пунктах раздела "6" и "7" в течение 12 месяцев со дня продажи магазином, но не более 36 месяцев со дня изготовления. В течение гарантийного срока завод обязуется безвозмездно заменять или ремонтировать вышедшие из строя по его вине детали или примус в целом. По всем вопросам эксплуатации примуса туристского ПТ-2 
обращаться по адресу: МССР 278400, г. Оргеев, ул. Восточная, 16,
Оргеевский машиностроительный завод.

 
Hosted by uCoz