Попавший ко мне на тест
Garmin eTrex не был
первым GPS-приемником, с которым мне довелось работать. Еще в 1998
году я стал обладателем навигатора Garmin GPS II+, который за прошедшие
с момента приобретения два с половиной года не раз помогал мне, моим
родителям и друзьям. Тем интересней было пообщаться с чуть более свежей
моделью компании Garmin - eTrex. Сразу хочу извиниться перед читателями
за то, что периодически буду обращаться к сравнению eTrex с GPS II+
(кое-что о последнем можно найти во второй части уже упоминавшейся
работы.
"Встречаем по одежке…"
Прибор выглядит, безусловно, очень и очень неплохо, можно даже
сказать современно и стильно. Черные части корпуса выполнены из жесткой
резины, что создает ощущение хорошей защищенности навигатора от разного
рода коллизий (тем не менее, на мой взгляд, не стоит подвергать
рассматриваемый плод технического гения купанию в озере или падению с
велосипеда на асфальт). Несколько эпатажный цвет (желтый) внешних
панелей корпуса призван, по-видимому, облегчить поиски eTrex в траве.
Создатели предлагают носить прибор на шее, для чего включили в
комплект поставки черный пятидесятисантиметровый шнурок. То ли потому,
что мой GPS II+ оснащен маленькой петлей для фиксации навигатора на
запястье, то ли еще почему, но я постоянно одергивал себя от попыток
надеть eTrex`ный шнурок на руку и болтать приемником из стороны в
сторону. Тем же, кто не желает вешать на шею 150-граммовый "камень",
Garmin предлагает приобрести чехол (стоимостью 15 долларов, об этом и
других оригинальных аксессуарах для eTrex можно узнать на
сайте производителя ). Хотя, как мне кажется, для крепления прибора
на поясе не менее удобно использовать сумочку-кобуру, подобрать которую
можно в магазинах, специализирующихся на аксессуарах для сотовых
телефонов.
Современная тенденция на "внутренние" антенны, которой поддались
многие производители мобильных средств связи, зацепила и Garmin -
рассматриваемая модель не имеет внешней антенны, что, безусловно, хорошо
сказывается на дизайне и удобстве пользования аппаратом. Однако
отсутствие внешнего "штыря" сразу вызывает опасения в слабой
чувствительности приемника - если базовые станции сотовых сетей, как
правило, расположены на расстоянии не более километра от телефона, то
спутники системы GPS вращаются по орбитам с радиусом более 20 тысяч
километров! Но о чувствительности поговорим чуть позже, а пока продолжим
"внешнее" знакомство с прибором.
Органы управления навигатором расположены не на лицевой панели
аппарата, как это обычно бывает, а по бокам. Причем производитель
подчеркивает, что eTrex оптимизирован под управление левой рукой, что
само по себе несколько удивляет. Мой опыт показал, что после
непродолжительной тренировки можно вполне успешно обращаться с
приемником и посредством правой руки, однако левой все же удобней. Дело
в том, что на левой стороне навигатора расположены две кнопки
перемещения (отвечающие за масштабирование карты, а также перемещение по
меню) и клавиша Enter (в комментариях, думаю, не нуждается), которые
используются наиболее часто. На правой же боковине присутствуют кнопки
Power (включение-выключение аппарата и управление подсветкой дисплея) и
Page (переход от одной страницы-экрана к другому). На мой вкус, все
кнопки несколько туговаты, однако безусловным плюсом следует признать
наличие эффекта "клика" при нажатии (то есть по характерному щелчку
понятно, достаточно ты надавил на клавишу или нет).
Экран прибора (его размеры 3х5,5 см) занимает львиную долю площади
передней панели и выглядит несколько беззащитно (особенно если учесть
тот факт, что люди регулярно умудряются разбивать небольшие дисплеи
сотовых телефонов).
На задней части eTrex находится прикрытый резиновой заглушкой
(которую, к счастью, невозможно потерять, так как она является частью
корпуса) разъем для подключения внешнего питания и шнура для передачи
данных. К сожалению, стандарт разъема, похоже, Garmin разработал
самостоятельно, поэтому при необходимости придется покупать оригинальный
кабель у производителя. Более того, разъемы моего навигатора Garmin GPS
II+ и Garmin eTrex совершенно разные, то есть шнур от GPS II+ не
подойдет к eTrex и наоборот. Хочется верить, что смена стандарта вызвана
какой-то высокой идеологией, а не банальным желанием вытрясти побольше
денег из клиента при апгрейде приемника.
Ну и напоследок объективные данные - вес аппарата 150 грамм, размер
(11,2x5,1x 3,0 см.). Замечу, что eTrex питается от двух пальчиковых
батареек АА, в то время как мой GPS II+ нуждается в четырех, что
положительно сказывается на времени автономной работы на одном комплекте
батареек, но отрицательно - на весе аппарата (не только из-за батареек,
но масса GPS II+ превышает 255 гр., что для современного мобильного
приборчика многовато).
"… провожаем по уму"
Включается eTrex, как не трудно понять, удержанием кнопки Power.
После этого на экране появляется простенькая, но симпатичная
мультипликация, а затем аппарат переходит на так называемую
"спутниковую" страницу. Первое впечатление - по сравнению с GPS II+
тестируемый аппарат много потерял: спутниковая страница выродилась в
примитивное изображение человечка и четырех абстрактных спутников с
усредненным уровнем сигнала. А ведь GPS II+ рисует настоящую карту неба
с линией горизонта, точкой над местом наблюдения, а также реальным
расположением спутников с указанием их номеров и уровнем сигнала для
каждого (!) спутника. Иногда такая "продвинутая" спутниковая карта
помогает уменьшить ошибку в определении координат - ведь сразу можно
понять, в какую сторону следует отойти, чтобы, например, вот эта береза
не мешала принимать сигнал со спутника номер 9. К счастью, пользователи
eTrex тоже могут "прикоснуться к прекрасному" - для этого надо купить
кабель для соединения eTrex с PC и бесплатно
скачать
с сайта производителя новую версию прошивки (последний релиз имеет номер
2.10 и датирован 3 октября 2000 года, программное обеспечение "моего"
eTrex определялось как 2.05). Именно в версии 2.10 появляется то самое "Advanced
Skyview" - точно такое же, как описано выше. Замечательно!
Следует заметить, что навигатор (так же как и мой GPS II+) не
русифицирован (я вообще не уверен, что на свете существуют GPS-приемники
с русским меню), однако интерфейс прибора исключительно дружелюбен и
интуитивно понятен - даже человек, знающий лишь азы английского, сможет
освоить работу с eTrex.
После успешного захвата и обработки спутникового сигнала на
"спутниковой" странице появляется соответствующее сообщение и точность
определения координат (строго говоря, местоположения) в метрах. Тут
пришло время вернуться к поднятому выше вопросу о чувствительности. Я
специально включал одновременно свой GPS II+ (оснащенный внешней
антенной, которую вдобавок можно вращать вокруг точки крепления на 360
градусов) и eTrex, чтобы сравнить время активации приборов и точность
определения координат. Как и следовало ожидать, GPS II+ показал чуть
лучший результат - он быстрей "цепляется" за спутники и сразу выдает
координаты с хорошей точностью (максимально возможной при данном
положении спутников), в то время как eTrex довольно долго переваривает
информацию и сначала показывает значительную ошибку в навигации, однако
буквально через несколько десятков секунд выходит практически на тот же
результат, что и GPS II+. К моему удивлению, даже в сильно затененной
для спутникового сигнала местности (например, широкий овраг с деревьями)
ошибка в определении координат у GPS II+ и eTrex практически не
отличается. Таким образом, как и в случае с сотовыми телефонами, можно
сделать вывод о том, что "встроенная" антенна практически не влияет на
чувствительность прибора. Легкая же заторможенность eTrex после
включения, возможно, связана с иным алгоритмом обработки информации,
принимаемой со спутников.
При разговоре об определении координат GPS-приемником следует
заметить, что, вообще говоря, официально поставляемые на наш рынок
аппараты должны проходить процедуру, если так можно выразиться, "загрубления",
так как по российским законам эксплуатация частными лицами приборов,
выдающих координаты с точностью, превышающей 150 метров, запрещена.
Официальные продавцы каждый навигатор сопровождают бумагой, чуть ли не
из генштаба, на основании которой владельцу затем выдается разрешение.
Попавший на тест eTrex был ввезен "серым" образом, и его точность не
пострадала. Будем надеяться, что GPS-приемники будут легализованы в
России в самое ближайшее время, пока же не стоит забывать, что у
владельцев, не имеющих разрешение на пользование аппаратом, могут
возникнуть проблемы с правоохранительными органами.
Работа с аппаратом построена по принципу перелистываемых кнопкой Page
страниц. Последних всего четыре - уже упоминавшаяся страница спутников
(мониторинг уровня сигнала и точности навигации), "карта" (графическое
отображение пройденного пути и сделанных меток - рис.1), страница
компаса (указание направления движения по отношению к сторонам света,
координат, а также разного рода "штурманской" информации - рис. 2) и
страница меню (изменение настроек, управление метками, информация об
уровне питания и тому подобная информация - рис. 3).
Рис 1. Рис 2. Рис 3. Рис 4.
При ходьбе с включенным eTrex на странице компаса отображается
направление движения, а показания нижней части дисплея можно выбирать с
помощью клавиш перемещения (максимальная скорость, средняя скорость,
мгновенная скорость, пройденное расстояние (в любой момент счетчик можно
обнулить), время движения и географические координаты с точностью до
десятых долей секунды). Забавно, что можно также узнать время рассвета и
заката в месте нахождения приемника на данный день (в приборе есть часы
и календарь). Удобно, что единицы измерения расстояния (а,
следовательно, и скорости) можно переключать с километров на мили и
наоборот.
Большую прелесть прибору придает возможность расставлять метки
(памяти eTrex хватает на 500 меток с названиями). "Вбить флажок" (рис.
4) можно в любом месте, по умолчанию метке присваивается цифровое
название, однако пользователь может ассоциировать точку с любым
введенным им словом (например, mashina или dacha) или (и) одним из
двадцати девяти предлагаемых символов (в GPS II+ выбор графики беднее).
Метка будет отображаться на карте (рис. 1) и в любой момент, зайдя в
меню Waypoint, можно будет узнать расстояние до любой из меток (по
прямой), а также включить режим GOTO. В последнем случае на странице
компаса в верхней части будет отображаться название метки, на которую
вас ведет навигатор (DOCK на рис.2), направление, в котором вам
необходимо двигаться (жирная стрелка), а также оставшееся расстояние
(18.3 мили на рис.2) и расчетное время прибытия (46:43 минуты на рис.2).
Если вернуться к сравнению, то в целом eTrex оставил впечатление чуть
более дружелюбной вещи, чем GPS II+: вместо бездушного крестика,
перемещающегося вместе с Вами по карте в GPS II+, на экране eTrex
присутствует семенящий человечек; установка метки также сопровождается в
рассматриваемом приборе симпатичной графикой.
К сожалению, eTrex лишен базы данных с координатами населенных
пунктов. Пусть в GPS II+ карта мира весьма примитивна (есть только
крупные города - Москва, Тверь, Брест и им подобные), но все равно, при
автомобильных путешествиях она исключительно полезна - выставил
направление движения, например, на Минск и в любой момент можешь узнать,
сколько километров и часов тебе осталось ехать. Рассматриваемый же
прибор этой информации дать не может.
Огорчает малое время функционирования eTrex на одном комплекте
батарей - 10-12 часов с отключенным режимом энергосбережения (он плохо
пригоден для работы с малыми скоростями перемещения).
Из недокументированных возможностей хотелось бы отметить так
называемое инженерное меню - войти в него можно, удерживая при
включении, помимо кнопки Power, еще и Page, и верхнюю клавишу
перемещения. Помимо массы непонятной (по крайней мере, мне) служебной
информации, в инженерном меню можно найти мгновенное напряжение батарей
(в вольтах), время с точностью до секунд, серийный номер аппарата, и,
как ни странно, температуру в градусах Цельсия, более-менее похожую на
реальную. Также можно провести тест кнопок (при нажатии на любую клавишу
в нижней части экрана появляется соответствующий символ) и запустить
серию красивых проверок экрана (дважды подряд нажав клавишу Page, а
затем c её же помощью переходя от одного теста к другому).
Заключение.
Помимо рассмотренной, существует более "продвинутая" версия eTrex -
так называемый eTrex Summit. Последний оборудован встроенным
барометрическим датчиком высоты (мечта парапланериста!), а также
электронным компасом. Конечно, любой навигатор в некотором смысле
является компасом, но только при движении - ведь на экране отображается
информация о взаимном расположении вектора перемещения прибора и
"магнитной стрелки", в то время как eTrex Summit способен показывать
направление на полюс в состоянии покоя и даже, думаю, без приема сигнала
со спутников.
Автомобилистам я бы порекомендовал приобрести к своему навигатору
кабель питания от автомобильного прикуривателя (только будьте
внимательны - в некоторых автомобилях напряжение с гнезда прикуривателя
пропадает после выключения зажигания и прибор переходит на автономное
питание, так что за несколько остановок можно незаметно "убить" комплект
батареек). Кабель для соединения приемника с компьютером, на мой взгляд,
необходим в меньшей степени (если только не менять прошивку).
Как бы то ни было, но я считаю, что навигатор Garmin eTrex стоит
своих денег (цена в Америке 130-150 долларов, в Москве, говорят, порядка
250). Однако возникшее было в начале теста желание продать свой GPS II+,
чтобы купить eTrex, через некоторое время работы с прибором прошло.
Возможно, это дело привычки, но мне все же ближе GPS II+ с большим
количеством клавиш управления, запутанным и перегруженным по меркам
eTrex меню, с чуть ли не вдвое большим весом, но зато с продолжительным
периодом автономной работы, какой-никакой, но картой всего мира, а также
чуть большим экраном. В актив GPS II+ еще следует отнести большую
приспособленность к работе в автомобиле - благодаря как форм-фактору
(корпус выполнен в виде пирамидки, которую можно поставить на панель
приборов), так и переключаемой ориентации дисплея.
Тем же читателям, кто раздумывает о приобретении GPS-приемника,
замечу, что через некоторое время после общения с навигатором начинаешь
недоумевать, как же ты обходился без него раньше! Безусловным же
преимуществом системы спутниковой навигации по сравнению, например, с
сотовой телефонией (которая, говорят, вызывает похожее быстрое
привыкание) является отсутствие какой-либо платы за пользование системой
- достаточно единожды вложить деньги в приемник.
Автор выражает благодарность Максиму Мамаеву, предоставившему Garmin
eTrex. |