eTrex  за и против

Вверх
GARMIN G12 за и против
eTrex  за и против
про карты, датумы, проекции
как загрузить в Ozi сохраненные в eTrex треки
производители GPS оборудования

   
 

Попавший ко мне на тест Garmin eTrex не был первым GPS-приемником, с которым мне довелось работать.  Еще в 1998 году я стал обладателем навигатора Garmin GPS II+, который за прошедшие с момента приобретения два с половиной года не раз помогал мне, моим родителям и друзьям. Тем интересней было пообщаться с чуть более свежей моделью компании Garmin - eTrex. Сразу хочу извиниться перед читателями за то, что периодически буду обращаться к сравнению eTrex с GPS II+ (кое-что о последнем можно найти во второй части уже упоминавшейся работы.

"Встречаем по одежке…"

Прибор выглядит, безусловно, очень и очень неплохо, можно даже сказать современно и стильно. Черные части корпуса выполнены из жесткой резины, что создает ощущение хорошей защищенности навигатора от разного рода коллизий (тем не менее, на мой взгляд, не стоит подвергать рассматриваемый плод технического гения купанию в озере или падению с велосипеда на асфальт). Несколько эпатажный цвет (желтый) внешних панелей корпуса призван, по-видимому, облегчить поиски eTrex в траве.

Создатели предлагают носить прибор на шее, для чего включили в комплект поставки черный пятидесятисантиметровый шнурок. То ли потому, что мой GPS II+ оснащен маленькой петлей для фиксации навигатора на запястье, то ли еще почему, но я постоянно одергивал себя от попыток надеть eTrex`ный шнурок на руку и болтать приемником из стороны в сторону. Тем же, кто не желает вешать на шею 150-граммовый "камень", Garmin предлагает приобрести чехол (стоимостью 15 долларов, об этом и других оригинальных аксессуарах для eTrex можно узнать на сайте производителя ). Хотя, как мне кажется, для крепления прибора на поясе не менее удобно использовать сумочку-кобуру, подобрать которую можно в магазинах, специализирующихся на аксессуарах для сотовых телефонов.

Современная тенденция на "внутренние" антенны, которой поддались многие производители мобильных средств связи, зацепила и Garmin - рассматриваемая модель не имеет внешней антенны, что, безусловно, хорошо сказывается на дизайне и удобстве пользования аппаратом. Однако отсутствие внешнего "штыря" сразу вызывает опасения в слабой чувствительности приемника - если базовые станции сотовых сетей, как правило, расположены на расстоянии не более километра от телефона, то спутники системы GPS вращаются по орбитам с радиусом более 20 тысяч километров! Но о чувствительности поговорим чуть позже, а пока продолжим "внешнее" знакомство с прибором.

Органы управления навигатором расположены не на лицевой панели аппарата, как это обычно бывает, а по бокам. Причем производитель подчеркивает, что eTrex оптимизирован под управление левой рукой, что само по себе несколько удивляет. Мой опыт показал, что после непродолжительной тренировки можно вполне успешно обращаться с приемником и посредством правой руки, однако левой все же удобней. Дело в том, что на левой стороне навигатора расположены две кнопки перемещения (отвечающие за масштабирование карты, а также перемещение по меню) и клавиша Enter (в комментариях, думаю, не нуждается), которые используются наиболее часто. На правой же боковине присутствуют кнопки Power (включение-выключение аппарата и управление подсветкой дисплея) и Page (переход от одной страницы-экрана к другому). На мой вкус, все кнопки несколько туговаты, однако безусловным плюсом следует признать наличие эффекта "клика" при нажатии (то есть по характерному щелчку понятно, достаточно ты надавил на клавишу или нет).

Экран прибора (его размеры 3х5,5 см) занимает львиную долю площади передней панели и выглядит несколько беззащитно (особенно если учесть тот факт, что люди регулярно умудряются разбивать небольшие дисплеи сотовых телефонов).

На задней части eTrex находится прикрытый резиновой заглушкой (которую, к счастью, невозможно потерять, так как она является частью корпуса) разъем для подключения внешнего питания и шнура для передачи данных. К сожалению, стандарт разъема, похоже, Garmin разработал самостоятельно, поэтому при необходимости придется покупать оригинальный кабель у производителя. Более того, разъемы моего навигатора Garmin GPS II+ и Garmin eTrex совершенно разные, то есть шнур от GPS II+ не подойдет к eTrex и наоборот. Хочется верить, что смена стандарта вызвана какой-то высокой идеологией, а не банальным желанием вытрясти побольше денег из клиента при апгрейде приемника.

Ну и напоследок объективные данные - вес аппарата 150 грамм, размер (11,2x5,1x 3,0 см.). Замечу, что eTrex питается от двух пальчиковых батареек АА, в то время как мой GPS II+ нуждается в четырех, что положительно сказывается на времени автономной работы на одном комплекте батареек, но отрицательно - на весе аппарата (не только из-за батареек, но масса GPS II+ превышает 255 гр., что для современного мобильного приборчика многовато).

"… провожаем по уму"

Включается eTrex, как не трудно понять, удержанием кнопки Power. После этого на экране появляется простенькая, но симпатичная мультипликация, а затем аппарат переходит на так называемую "спутниковую" страницу. Первое впечатление - по сравнению с GPS II+ тестируемый аппарат много потерял: спутниковая страница выродилась в примитивное изображение человечка и четырех абстрактных спутников с усредненным уровнем сигнала. А ведь GPS II+ рисует настоящую карту неба с линией горизонта, точкой над местом наблюдения, а также реальным расположением спутников с указанием их номеров и уровнем сигнала для каждого (!) спутника. Иногда такая "продвинутая" спутниковая карта помогает уменьшить ошибку в определении координат - ведь сразу можно понять, в какую сторону следует отойти, чтобы, например, вот эта береза не мешала принимать сигнал со спутника номер 9. К счастью, пользователи eTrex тоже могут "прикоснуться к прекрасному" - для этого надо купить кабель для соединения eTrex с PC и бесплатно скачать с сайта производителя новую версию прошивки (последний релиз имеет номер 2.10 и датирован 3 октября 2000 года, программное обеспечение "моего" eTrex определялось как 2.05). Именно в версии 2.10 появляется то самое "Advanced Skyview" - точно такое же, как описано выше. Замечательно!

Следует заметить, что навигатор (так же как и мой GPS II+) не русифицирован (я вообще не уверен, что на свете существуют GPS-приемники с русским меню), однако интерфейс прибора исключительно дружелюбен и интуитивно понятен - даже человек, знающий лишь азы английского, сможет освоить работу с eTrex.

После успешного захвата и обработки спутникового сигнала на "спутниковой" странице появляется соответствующее сообщение и точность определения координат (строго говоря, местоположения) в метрах. Тут пришло время вернуться к поднятому выше вопросу о чувствительности. Я специально включал одновременно свой GPS II+ (оснащенный внешней антенной, которую вдобавок можно вращать вокруг точки крепления на 360 градусов) и eTrex, чтобы сравнить время активации приборов и точность определения координат. Как и следовало ожидать, GPS II+ показал чуть лучший результат - он быстрей "цепляется" за спутники и сразу выдает координаты с хорошей точностью (максимально возможной при данном положении спутников), в то время как eTrex довольно долго переваривает информацию и сначала показывает значительную ошибку в навигации, однако буквально через несколько десятков секунд выходит практически на тот же результат, что и GPS II+. К моему удивлению, даже в сильно затененной для спутникового сигнала местности (например, широкий овраг с деревьями) ошибка в определении координат у GPS II+ и eTrex практически не отличается. Таким образом, как и в случае с сотовыми телефонами, можно сделать вывод о том, что "встроенная" антенна практически не влияет на чувствительность прибора. Легкая же заторможенность eTrex после включения, возможно, связана с иным алгоритмом обработки информации, принимаемой со спутников.

При разговоре об определении координат GPS-приемником следует заметить, что, вообще говоря, официально поставляемые на наш рынок аппараты должны проходить процедуру, если так можно выразиться, "загрубления", так как по российским законам эксплуатация частными лицами приборов, выдающих координаты с точностью, превышающей 150 метров, запрещена. Официальные продавцы каждый навигатор сопровождают бумагой, чуть ли не из генштаба, на основании которой владельцу затем выдается разрешение. Попавший на тест eTrex был ввезен "серым" образом, и его точность не пострадала. Будем надеяться, что GPS-приемники будут легализованы в России в самое ближайшее время, пока же не стоит забывать, что у владельцев, не имеющих разрешение на пользование аппаратом, могут возникнуть проблемы с правоохранительными органами.

Работа с аппаратом построена по принципу перелистываемых кнопкой Page страниц. Последних всего четыре - уже упоминавшаяся страница спутников (мониторинг уровня сигнала и точности навигации), "карта" (графическое отображение пройденного пути и сделанных меток - рис.1), страница компаса (указание направления движения по отношению к сторонам света, координат, а также разного рода "штурманской" информации - рис. 2) и страница меню (изменение настроек, управление метками, информация об уровне питания и тому подобная информация - рис. 3).

Рис 1. Рис 2. Рис 3. Рис 4.

При ходьбе с включенным eTrex на странице компаса отображается направление движения, а показания нижней части дисплея можно выбирать с помощью клавиш перемещения (максимальная скорость, средняя скорость, мгновенная скорость, пройденное расстояние (в любой момент счетчик можно обнулить), время движения и географические координаты с точностью до десятых долей секунды). Забавно, что можно также узнать время рассвета и заката в месте нахождения приемника на данный день (в приборе есть часы и календарь). Удобно, что единицы измерения расстояния (а, следовательно, и скорости) можно переключать с километров на мили и наоборот.

Большую прелесть прибору придает возможность расставлять метки (памяти eTrex хватает на 500 меток с названиями). "Вбить флажок" (рис. 4) можно в любом месте, по умолчанию метке присваивается цифровое название, однако пользователь может ассоциировать точку с любым введенным им словом (например, mashina или dacha) или (и) одним из двадцати девяти предлагаемых символов (в GPS II+ выбор графики беднее). Метка будет отображаться на карте (рис. 1) и в любой момент, зайдя в меню Waypoint, можно будет узнать расстояние до любой из меток (по прямой), а также включить режим GOTO. В последнем случае на странице компаса в верхней части будет отображаться название метки, на которую вас ведет навигатор (DOCK на рис.2), направление, в котором вам необходимо двигаться (жирная стрелка), а также оставшееся расстояние (18.3 мили на рис.2) и расчетное время прибытия (46:43 минуты на рис.2).

Если вернуться к сравнению, то в целом eTrex оставил впечатление чуть более дружелюбной вещи, чем GPS II+: вместо бездушного крестика, перемещающегося вместе с Вами по карте в GPS II+, на экране eTrex присутствует семенящий человечек; установка метки также сопровождается в рассматриваемом приборе симпатичной графикой.

К сожалению, eTrex лишен базы данных с координатами населенных пунктов. Пусть в GPS II+ карта мира весьма примитивна (есть только крупные города - Москва, Тверь, Брест и им подобные), но все равно, при автомобильных путешествиях она исключительно полезна - выставил направление движения, например, на Минск и в любой момент можешь узнать, сколько километров и часов тебе осталось ехать. Рассматриваемый же прибор этой информации дать не может.

Огорчает малое время функционирования eTrex на одном комплекте батарей - 10-12 часов с отключенным режимом энергосбережения (он плохо пригоден для работы с малыми скоростями перемещения).

Из недокументированных возможностей хотелось бы отметить так называемое инженерное меню - войти в него можно, удерживая при включении, помимо кнопки Power, еще и Page, и верхнюю клавишу перемещения. Помимо массы непонятной (по крайней мере, мне) служебной информации, в инженерном меню можно найти мгновенное напряжение батарей (в вольтах), время с точностью до секунд, серийный номер аппарата, и, как ни странно, температуру в градусах Цельсия, более-менее похожую на реальную. Также можно провести тест кнопок (при нажатии на любую клавишу в нижней части экрана появляется соответствующий символ) и запустить серию красивых проверок экрана (дважды подряд нажав клавишу Page, а затем c её же помощью переходя от одного теста к другому).

Заключение.

Помимо рассмотренной, существует более "продвинутая" версия eTrex - так называемый eTrex Summit. Последний оборудован встроенным барометрическим датчиком высоты (мечта парапланериста!), а также электронным компасом. Конечно, любой навигатор в некотором смысле является компасом, но только при движении - ведь на экране отображается информация о взаимном расположении вектора перемещения прибора и "магнитной стрелки", в то время как eTrex Summit способен показывать направление на полюс в состоянии покоя и даже, думаю, без приема сигнала со спутников.

Автомобилистам я бы порекомендовал приобрести к своему навигатору кабель питания от автомобильного прикуривателя (только будьте внимательны - в некоторых автомобилях напряжение с гнезда прикуривателя пропадает после выключения зажигания и прибор переходит на автономное питание, так что за несколько остановок можно незаметно "убить" комплект батареек). Кабель для соединения приемника с компьютером, на мой взгляд, необходим в меньшей степени (если только не менять прошивку).

Как бы то ни было, но я считаю, что навигатор Garmin eTrex стоит своих денег (цена в Америке 130-150 долларов, в Москве, говорят, порядка 250). Однако возникшее было в начале теста желание продать свой GPS II+, чтобы купить eTrex, через некоторое время работы с прибором прошло. Возможно, это дело привычки, но мне все же ближе GPS II+ с большим количеством клавиш управления, запутанным и перегруженным по меркам eTrex меню, с чуть ли не вдвое большим весом, но зато с продолжительным периодом автономной работы, какой-никакой, но картой всего мира, а также чуть большим экраном. В актив GPS II+ еще следует отнести большую приспособленность к работе в автомобиле - благодаря как форм-фактору (корпус выполнен в виде пирамидки, которую можно поставить на панель приборов), так и переключаемой ориентации дисплея.

Тем же читателям, кто раздумывает о приобретении GPS-приемника, замечу, что через некоторое время после общения с навигатором начинаешь недоумевать, как же ты обходился без него раньше! Безусловным же преимуществом системы спутниковой навигации по сравнению, например, с сотовой телефонией (которая, говорят, вызывает похожее быстрое привыкание) является отсутствие какой-либо платы за пользование системой - достаточно единожды вложить деньги в приемник.

Автор выражает благодарность Максиму Мамаеву, предоставившему Garmin eTrex.

 
Андрей Экономов(economov@orc.ru, http://www.orc.ru/~economov)
Опубликовано -- 13 февраля 2001 г.

 

По поводу использования...

За те 9 мес. что я пользуюсь еТрекс

Всё началось с командировки в г Мирный и поездок по его окрестностям приборчик применялся для измерения дальности радиосвязи(кстати на улице несмотря на апрель было за -20)и работал он в салоне уазика, на обратной дороге в Москву был записан четырёхчасовой трек перелёта...(прикольно было наблюдать за скоростью и высотой полёта)

Потом был спланирован поход на майские праздники на байдарке по подмосковной реке Нара - было удивительно- точно знать где находишься какая деревня где мост где брод... точность порядка 50-70 метров по широкораспространённой километровке подмосковья(но тогда в память были внесены только путевые точки и роут заполнялся по мере необходимости на день пути).

Потом масса однодневных маршрутов на велосипеде по самым закоулкам куда раньше не рисковали забредать как раз и был "изобретён" способ предварительной записи трека из Ози, окромя основных путевых точек (поворотов, деревень, мостов через речки и т.д. и т.п.)- оказалось очень удобно искать глухие тропинки и полевые дороги обозначенные на карте, но труднопросматриваемые на местности...

Грибоягодные вылазки в отпуске...

Осенью измерили длину тропы на гору Кивакка(кстати вверх высоту меряет очень исправно- на топознаки на вершине показал положенные 499, а вот вниз тормозит и высоту сбрасывает как-то неохотно) в национальном парке Пааноярви, местные утверждали 6км, а на поверку получилось 4,7 км. Да были внесены координаты железнодорожных станций с сервера http://meteo.infospace.ru, чтоб ориентироваться где мы находимся, а то скучно просто так ехать 30 часов и смотреть на часы и вычислять скока нам ещё ехать до этой станци Лоухи на жутко опаздывающем поезде(кстати ошибка 2-3 км).

Как бы везде себя еТрекс оправдал и особых трудностей с ним не было - он просто работал...

Вполне хватает возможности

Ни разу, и не словом я не упомянул, что eTrex не выполняет своих функций. Выполняет! Но вернувшись к началу, увидим, что маршрут у eTrex все таки один, цена чуть ниже, а сервиса поменьше. Нет у него базы POI, и не будет. Меньше у него точек на экране в 2.5 раза, и не прибавится, и т.д. Это объективные факты.

Если это Вам не нужно, то и ладно.

Мой приятель пользуется одноканальным М-300, и вполне счастлив, не имея треков вовсе.

Вы мне помогли разобраться, что же положено в название eTrex, и за это спасибо. Задав координаты места встречи мы все придем в одну точку, и это минимум того, что нам всем требуется! Ответа на вопрос об использовании памяти я по прежнему жду и...

Вопрос к тем кто ходил с GPS-приемником (GPS-12, eTrex и т.п.) в поход на две-три недели.

Я сам не пользовался этими устройствами и поэтому хотелось бы заранее выяснить сколько комплектов батарей необходимо

на две недели похода, чтобы постоянно записывать маршрут для обратного выхода по нему.

Чистое ходовое время в день, 5-6 часов. Извиняюсь, если вопрос поставлен некорректно (например не хватит памяти, или нет необходимости чтобы прибор работал непрерывно и т.д.).

И второй вопрос: при смене батарей все записанные данные теряются или есть внутренняя батарея (литиевая?) для сохранения информации?

Заранее благодарен за ответы, если таковые будут.

Я отвечаю четвертым по счету, поэтому попробую ответить исходя только из технических характеристик навигаторов.

Время работы от комплекта батарей:

Лучшее заявленное время имеет eTrex - 22 часа от двух батареек Alkaline

Несколько хуже, зато проверено мной лично, М-315 - 15 часов (потребление 140 мА).

Итого, 2 батарейки высокого качества на 2-3 дня пути.

Во время привалов прибор необходимо выключать.

Данные из ОЗУ (трак) на время замены батарей сохраняются у любого относительно современного GPS. Скажем у М-2000XL, давно снятого с производства, было 20 минут на смену батарей. Современный М-315 имеет "back up" литиевые батареи на 10 лет.

Емкость памяти трека 1000...1500 точек, зависит от конкретной модели.

Время между измерениями (1 сек или 15 сек) практического влияния на точность записи маршрута не оказывает, т.к. в память АВТОМАТИЧЕСКИ заносятся точки ПЕРЕГИБОВ пути, и, дополнительно, M-315 может ставить маркеры каждые 100м, 1км, или еще грубее. "Лишние" данные не сохраняются. 

Про G-12 не знаю, может тоже так умеет.

Записанный на автомате маршрут из eTrex можно сохранить по частям, делая это регулярно, скажем, раз в два дня, или следуя показаниям индикатора свободной памяти (всего 10 треков). Маршрут "огрубляется", но оставшихся 125 точек на каждый сохраненный трек более чем достаточно для уверенного выхода. При использовании М-315 эту операцию лучше делать почаще, т.к. сохраненный маршрут огрубляется до 30 точек, зато маршрутов уже 20.

М-315 (и G-12) допускают возврат по записанному маршруту, правда без записи нового в память, без его сохранения (реверс, или track back). При этом точность повторения пути при возврате будет в пределах десятков метров.

Места стоянок рекомендуется маркировать как landmark, присваивая им имя, и заносить в маршрутную книжку для отчета, это для тех, кто пойдет по вашим следам.

Насчет памяти при смене батареек можно не беспокоится: данные хранятся во Flash. А вот записать весь LOG при пешем или водном путешествии вряд ли удасться - даже в Save mode запись осуществляется через 15 с и за неделю вся память была забита. Я не пытался записывать отдельные ТРЭКи в память - возможно eTrex записывает ТРЭК в память более экономно.

За 8 дней ушло примерно 1.5 комплекта Duracell.

Гарантированно сохраняются контрольные точки Waypoint.

На второй вопрос: есть внутренняя литиевая, смело можно менять батарейки.

Поставленную задачу я бы решал так. Писать не весь трек, а отдельные точки через час, например. И по ним обратный маршрут строить при необходимости. На это нужно два-три комплекта батарей с запасом. Непрерывно нужно писать только если например в болоте тропу бредешь, или вход в лес/ущелье/реку/пещеру отмечаешь. Но это как правило не долго.

 Чувствительность еТрекса чуть ниже из-за конструктивных особенностей антенны. 12 не пользовал, но теоретически (из документации) там не особо больше наворотов, напр. есть предупреждение об опасных точках. В остальном еТрекс повторяет. Удобный интерфейс, ввдвое дешевле в эксплуатации (батарейки). В лесу ухудшается точность, но чтобы путался или терял спутники более, чем на пару минут - не было. Если идти прямо, не реагируя мгновенно на каждое движение стрелки, выйдешь в любом лесу с точностью не хуже 10 метров (а машину видно уже не менее чем за 50). Маленький. Измеряет расстояние между любыми точками (в Route), строит точку по азимуту и дальности. В городе у лобового стекла нормально. Я выбирал, выбрал еТрекс и не жалуюсь. Нормально работает с Ozi. Дешевый, потому что у них это ширпотреб. Но: с батарейками не плавает (про 12 не знаю)

Я уже почти 2 месяца как применяю, этот маленький GPS у себя на работе, и уже успел получить масса удовольствия. Во-первых, как уже сказано неоднократно, интерфэйс удобен, прибор легок, и помещается в любом кармане, (я прячу его в рукаве, когда надо освободить руки). Работает аккуратно и с аккумуляторными батарейками NiMH 1600 mA у него есть питание на 2 маршрута по 9 часов каждый.

Так как до этого я использовал модель Garmin 12XL и 48, сначала в eTrex-е мне не понравилось отсутствие таких возможностей как Reference point”, “pan” и большого масштаба в плоттере. Но, после появления обновления (версия 2.06) софта у eTrex-а, все эти функции и многие другие уже доступны и у него. В том, что касается навигации, eTrex не уступает другим более дорогим моделям. Имеющиеся у него функции выполняются весьма аккуратно. Для меня тест он прошел.

Кабель для подключения к ПК я сделал сам с помощью шнура старой мышки и аккуратно под щелью eTrex-а вырезанной кредитной карточки (пригодилась бы также телефонная карточка для таксофонов). Только надо сделать отверстия на карточке для проволок, чтобы контакты держались. Работает отлично.

 

Щас скажу.... Я наверно единственный кто уже ходил в водный поход с eTrex так вот что скажу: Да удобно постоянно включён если с карты нанесены мосты, броды, деревни и прочее Всегда знаешь где ты и что впереди. Маленький ярко жёлтый обращает на себя внимание. Управляешь той же рукой что и держишь... Так вот в том походе прошли чуть больше 100 км дня за четыре и он был постоянно включён. После того как выкачал трек радости было... Вообщем памяти вполне достаточно для такой задачи. И опять таки всего две батарейки... Ну заморачиваться не надо что утебя включено или выключено. Просто работает без лишних заморочек...

Что за река. как часто eTrex ставил точки на маршруте. Я запутался в возможностях этого прибора.

Чем отличаются в eTrex "Путевые точки/значки: 500 с именем и графическим обозначением" от of Tracklog Points, которых может быть до 2000.

Речка Нара от пересечения с Калужским шоссе до пересечения с бетонкой недоходя до Серпухова всего в треке 1535 точек расстояние 101 км (хочешь пришлю). А по поводу как он - eTrex пишет треки помоему тоже всё ясно - есть два режима обычный - раз в секунду и SAVE - раз в пять секунд (по крайней мере так в инструкции написано) и в меню он показывает сколько у него процетов памяти использовано. Соответственно Запомнить(как и записать в память из компьтера) можно 10 треков по 125 точек, но запомнить мне удалось треклог порядка 500-600 точек более длительные просто обрезаются, т.е. при записи он какбы апроксимирует по наиболее важным изменениям направления, но ограничен 125-ю точками на одну ячейку памяти - скорость, высоту, время - не запоминает.

И ещё писал трэк перелёта Мирный-Москва вместились все четыре часа полёта и было где-то порядка 1600 точек...

собственно сам родоначальник поколения именно eTrex, я бы может быть повёлся на электронный компас, но ещё один альтиметр-барометр увольте (часы Касио + радиостанция Yaesu уже есть, а получается чтоб иметь нормальный(с температурной компенсацией) надо покупать что-то аля Суунто ). Пускай меня простят владельцы 12 ну очень он убого выглядит особенно когда держишь в руках, ощущая его тяжесть и смотришь на жутко матричный экранчик. Вообщем я выбор сделал и не на что его не променяю ну разве на III+, когда будет стоить столько сколько стоит eTrex :-)

 

 
Hosted by uCoz